Фильм «Чародеи!»: негодование Гафта, замена Абдулова и толпа «звезд» на пробах

В 1982 году на советские экраны вышел фантастический фильм «Чародеи», ставший одной из главных новогодних сказок для зрителей. До сих пор редкий Новый год обходится без показа этого фильма по одному из главных телеканалов страны.

Сценаристы фильма Аркадий и Борис Стругацкие взяли из собственной повести «Понедельник начинается в субботу» и даже не стали сильно отступать от оригинала.

Однако режиссер Константин Бромберг такой подход советских фантастов забраковал – очень велик были риск запрета фильма.

Идеи Стругацких далеко не всегда находили понимание у советского руководства, поэтому Бромберг предпочел все-таки существенно переработать сценарий из-за сатиры на власть.

В новом варианте сценария фильма «Чародеи» появилась оригинальная новогодняя история, в которой из книги остался сказочный институт и несколько персонажей.

Сначала братья Стругацкие были против такого варианта экранизации их повести, однако позже признались, что получилось очень недурно.

В фильме «Чародеи» пожелали сниматься многие звезды советского кино, однако режиссер дал «зеленый свет» далеко не всем, так как отбирал актеров не по уровню популярности, а по тому, подходит актер на ту или иную роль или нет.

Так, на роль доброй чародейки Аленушки, превращенной в ведьму, пробовались Лариса Удовиченко, Ирина Алферова, Ирина Муравьева, Наталья Белохвостикова, однако утвердили на роль Александру Яковлеву, которая до этого сыграла одну из главных ролей в фильме «Экипаж».

Смотрите также:  Что скрывает звезда сериала «Улицы разбитых фонарей» Анастасия Мельникова

У актрисы сложились прекрасные отношения с Александром Абдуловым, который сыграл ее экранного возлюбленного, а вот с Валентином Гафтом возник серьезный конфликт.

Дело в том, что Валентин Иосифович всегда очень профессионально подходил к работе – никогда не опаздывал, заранее учил текст, чего нельзя было сказать про Яковлеву.

Дело дошло до того, что разгневанный Гафт высказал недовольство Яковлевой лично, после чего отказался сниматься вместе с ней. Решение было принципиальным, поэтому пришлось актеров снимать отдельно, а потом монтировать сцены.

Ивана намеревались сыграть Николай Еременко-младший, Михаил Боярский, Олег Янковский, Игорь Старыгин, однако роль получил Абдулов.

Но телевизионное начальство долго думало – стоит ли утверждать Александра Гавриловича, поэтому снимать стали без него.

В фильме в сценах, снятых издалека, можно увидеть в роли Ивана Сергея Проханова, это он мчал на тройке лошадей под песню «Три белых коня». Кадры, снятые крупным планом, были смонтированы позже.

Роль Нины — сестры Ивана досталась Анне Ашимовой. Ей однажды повезло попасться на глаза ассистенту режиссёра Константина Бромберга во дворце пионеров на Воробьёвых горах, который и привёл девочку на киностудию имени Горького.

Сцены с Абдуловым, кстати, снимали по ночам, потому что актер был занят в пяти фильмах, времени у него катастрофически не хватало.

Директора института Киру Шемаханскую очень хотели сыграть Алиса Фрейндлих, Наталья Гундарева и Маргарита Терехова. Константин Бромберг намеревался отдать роль Тереховой, которая, по его мнению, очень подходила по типажу.

Смотрите также:  «Стоит только заболеть и ты никому не нужна!»: Шэрон Стоун о долгой борьбе с болезнью

Однако на пробы пришла Екатерина Васильева, и режиссер сразу понял – она больше всего подходит на роль.

Волшебников Коврова и Брыля могли сыграть Георгий Бурков, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Вениамин Смехов и даже Евгений Стеблов.

Также на пробы пришли Юрий Никулин, Олег Анофриев и Спартак Мишулин. Однако роли получили Эммануил Виторган и Михаил Светин, которые отлично сработались в кадре.

Интересно, что все помещения института снимали в телецентре «Останкино» и ДК «ЗИЛ», а внешний вид здания – это гостиница «Союз», вместо крыши которой была вмонтирована кровля гостиницы «Турцентр» в Суздале. В этом же турцентре сняла и финальная сцена фильма.

В начале 1990-х годов Константин Бромберг и Борис Стругацкий задумали снять продолжение «Чародеев», как говорится, «на злобу дня». На этот раз волшебная палочка нужна была сотрудникам института для того, чтобы заняться успешным бизнесом.

Институт вместе с чародеями на время должен был скрыться в параллельной реальности, откуда Алена пыталась вырваться в привычный мир к мужу и дочку. Снять фильм не получилось – денег никто не дал.

Источник