Над комедийными образами, созданными им полвека назад, хохочут современные зрители. А его (пусть и немногочисленные) драматические роли вышибают слезу даже из самого прожженного циника.
Потому что в любом амплуа этот артист всегда выглядел настоящим, своим, без тени фальши и наигранности. Юрию Никулину сегодня могло бы исполниться 99 лет. С большим удовольствием вспоминаем биографию этого яркого и талантливого человека с потрясающим чувством юмора.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове (территория современной Смоленской области) в дружной актерской семье. Отец был основателем демидовского «Теревьюм» — передвижного театра революционного юмора, в котором сам ставил спектакли и много играл.
— Я считал отца гениальным человеком. Отца я слушался. Он приучал меня к юмору. Не могу сказать, был бы я артистом цирка, но артистом бы я был. Так что отцу я обязан многим.
Когда Юре исполнилось 4 года, семья перебралась в Москву. Глава семейства подрядился писать сразу для нескольких газет, а также занимался сочинительством реприз для театра и цирка. Направляясь по делам в цирк, частенько брал сына с собой.
Возможно, именно тогда у маленького Юры зародилась любовь к цирку, которую он пронесет с собой через всю жизнь. Больше всего ему нравились клоуны. Юре казалось невероятно важным уметь смешить и веселить людей.
В школе будущая звезда советского кино и цирка «звезд с неба не хватала»: — Ведет себя как будто он клоун, — охали преподаватели, выводя Никулину очередной «неуд». Помимо скверного поведения мальчик отличался очень плохой памятью.
Выучить стихотворение наизусть оборачивалось настоящей мукой. Учеба шла, прямо скажем, не очень. Зато в школьном драматическом кружке парнишка блистал: как по мановению волшебной палочки он запоминал сложные роли и диалоги, особенно юмористического толка.
Любимые шутки и анекдоты Юра записывал в специальную тетрадь. За годы в школе у него скопилось свыше тысячи таких заметок.
После окончания школы его сразу же призывают в армию. Служил Никулин целых семь лет. Шел 1939 год, и Юрия отправляют на фронт в составе 115-го зенитно-артиллерийского полка.
Во время советско-финской войны он защищал подступы к Ленинграду под Сестрорецком, а когда началась Великая Отечественная, продолжил воевать неподалеку от города на Неве. Был контужен во время одного из авианалетов.
Пережить страшные события тех лет ему очень помогало чувство юмора. А как-то раз Никулин шутя смог раздобыть драгоценные для каждого солдата 10 пачек папирос — поспорил с однополчанином, кто знает больше анекдотов.
После двухчасового, как его бы назвали сегодня, камеди-батла Никулин одержал сокрушительную победу. А вся казарма надорвала животы от смеха. Юрий Никулин демобилизовался в 1946-м году. Домой вернулся в гимнастерке с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Наконец-то он был свободен и мог сам выбирать свой дальнейший путь, который привел его прямиком во Всесоюзный государственный институт кинематографа.
Но председатель приемной комиссии ВГИКа Никулина забраковал: — Мы не видим у вас способностей. Вы не будете смотреться на экране.
Примерно с такой же формулировкой Юрию отказали в ГИТИСе при поступлении на театральный факультет. А вот в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре парня приняли с распростертыми объятиями.
Спустя два года — 25 октября 1948-го — Юрий Никулин впервые вышел на манеж вместе с Борисом Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик». А в 1949-м был официально зачислен в штат цирка на Цветном в должности клоуна.
Был ассистентом и учеником самого Карандаша. Немного позже стал работать в паре с Михаилом Шуйдиным — тандем оказался очень успешным. Вместе они выступали 33 года, до самой смерти напарника.
— Клоуном стать трудно. Профессия редкая. 75 клоунов на 250 млн человек в Союзе. А желающих стать клоуном — масса. По анкете клоунада получила самый высокий балл. Я — клоун и получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых.
Работа в цирке свела Юрия Никулина с главной любовью его жизни — Татьяной Покровской. — Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом.
В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне — очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть.
Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках.
Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади.
Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на скорой в Склифосовского, без сознания. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать… А через полгода мы поженились…
Никулин был уже известным цирковым артистом, когда его впервые пригласили сняться в кино. В картину «Девушка с гитарой» (1958) подыскивали комедийного персонажа для исполнителя эпизодической роли незадачливого пиротехника.
36-летний клоун справился с задачей на «отлично», а зрители и режиссеры запомнили и полюбили актера и созданный им образ. И вот уже Никулина приглашают на роль Клячкина в комедию «Неподдающиеся» и другие картины.
Вышедшая на экраны в 1961-м году короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях комедийного трио Труса (Георгий Вицин), Балбеса (Юрий Никулин) и Бывалого (Евгений Моргунов) стала для Никулина воистину судьбоносной.
Он проснулся знаменитым. Картину номинировали на «Золотую пальмовую ветвь», а советские зрители штурмовали кинотеатры, чтобы увидеть ее собственными глазами.
На Никулина обрушивается шквал предложений о сотрудничестве. Известный режиссер Эльдар Рязанов зовет его к себе в Малый театр, но Никулин отказывается: поздновато, дескать, начинать театральную карьеру в 40 лет. Он остается верен своему цирку, работу в котором успешно совмещает со съемками в кино.
В том же 1961-м выходит продолжение «Необычного кросса» — «Самогонщики», с теми же действующими лицами в главных ролях. Картину встретили не менее тепло. А в 1965-м уже легендарная троица встречается на съемках ленты Леонида Гайдая «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Приключений Шурика хватило и на картину-продолжение — «Кавказскую пленницу» (1966).
И снова Никулин появляется на экране в образе Балбеса. Говорят, что сам Юрий Владимирович был не в восторге от сценария комедии, как, впрочем, и его напарник Бывалый — Евгений Моргунов.
Хитроумный Гайдай разрешил актерам переписать все, на их взгляд, неудачные сцены. Более того: за каждую смешную шутку для будущего фильма он дарил ее автору бутылку шампанского.
Драматические роли удавались Никулину ничуть не хуже, чем более привычные сатирические образы: в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» (1961) ему удалось создать очень трагичного, хотя и асоциального персонажа.
— Я спросил: «Лев Александрович, а почему вы утвердили меня на эту роль? Видели в кино?». «Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли я в кино не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И вы мне понравились».
Еще одна невероятно прекрасная драматическая главная роль Никулина случилась в 1964-м году в фильме «Ко мне, Мухтар!» — о невероятной истории любви и преданности между человеком и собакой.
— Будучи цирковым клоуном, Никулин общается на экране с четвероногим партнёром не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором, — писал о работе актера киновед Сергей Кудрявцев.
Рассказывая о кинокарьере Юрия Никулина, конечно же, нельзя не упомянуть звездную «Бриллиантовую руку», ставшую поистине народной картиной.
Главную роль — Семена Семеновича Горбункова — Гайдай писал специально под Никулина. А во время съемок многие импровизации актера вошли в финальную версию картины.
Не очень известный факт: в «Руке» снялась вся семья Никулина. Супруга сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, идущего по воде.
Самыми яркими эпизодами в этой комедии стали музыкальные номера, исполненные актерами. Андрей Миронов бесподобно спел «Остров невезения», а Юрий Никулин — «Песню про зайцев».
«Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа-старшего, «Чучело» Ролана Быкова, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова — все эти картины, в которых сыграл Юрий Никулин, — признанные шедевры кинематографа.
Но начиная с 80-х актер перестает появляться на съемочных площадках. И дело не в том, что его вдруг перестали приглашать — вовсе нет. Просто в цирке, службе которому он отдал три десятилетия своей жизни, Никулина повышают до должности главного режиссера, а вскоре он и вовсе занимает пост директора.
Цирковые, работавшие в те годы под его началом, вспоминают этот период как время процветания цирка на Цветном бульваре. При Никулине было построено новое современное здание, о котором так давно мечтали все сотрудники.
К слову, сегодня Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Владимировича, а у входа стоит памятник знаменитому артисту.
— Жизнь удалась. Я доволен. Когда поступал в цирк, не думал о званиях и наградах, просто честно хотел работать. Я удачно женился. Жена — золотой человек. Умная женщина — советуюсь. В кино мне тоже повезло. И как-то все сложилось.
И мама, слава Богу, жива, и друзья хорошие, и семья. Я не знаю, как оценить, но я доволен. Назым Хикмет говорил: «Счастье в том, когда человек очень хочет идти на работу утром, а с работы — домой», — признается актер в одном из интервью.
— Вообще, я человек неприхотливый, мне очень мало нужно для счастья. Недавно на улице одна женщина кричала: «Какое счастье! Я купила копченой колбасы по десять рублей!». У нее на лице было настоящее счастье!
И я был счастлив, глядя на нее. Вы знаете, у меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы.
Юрий Никулин издает автобиографию, которая называется «Почти серьезно…» и ведет на телевидении юмористическую передачу «Клуб «Белый попугай».
Много сил отдает работе в собственноручно основанном благотворительном фонде «Цирк и милосердие», помогающем молодым и пожилым артистам цирка. «Возраст — это количество оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца», — улыбается Никулин на вопросы, где он берет на все это силы.
Но здоровье уже подает сигналы SOS. У Юрия Владимировича появляются проблемы с сердцем. Никулину делают сложную кардиохирургическую операцию, после которой начинаются осложнения. 21 августа 1997 года Юрий Никулин умер.
Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве, как и полагается — с воинскими почестями. В память о Юрии Никулине во многих российских городах открыты памятники артисту, мемориальные доски, музеи.
Оксфордская «Энциклопедия кино» внесла имя Никулина в список «Великих комиков мира». А с неба на нас смотрит малая планета (астероид) Солнечной системы № 4434 — астероид «Никулин».