Не так давно смотрел перекрашенного «Штирлица». Кропотливый труд! Понятно, что сейчас все цифровое, можно сделать с изображением все, что угодно. А до внедрения цифры кинолюбители делали только одну копию фильма, а его редакция сводилась к нарезке. В буквальном смысле, ножницами.
Один «фильм» нашей киностудии участвовал в конкурсе. Все любительские фильмы этого «фестиваля кино» смотрелись одинаково убого: прыгающая камера, низкое качество картинки, монтаж на уровне аппликаций в детском садике, ужасный звук (чаще его отсутствие).
И логично победила лента о сплаве спортсменов по горной реке, как единственная цветная: она смотрелась феерично на фоне черно-белых уродцев.
Руководитель нашей студии указал жюри, что победил не художественный фильм, а документальный. С таким же успехом можно присудить первое место спортивному репортажу на телевидении. Его мнение проигнорировали, и он озадачился, как снять цветное кино.
Обработка цветной пленки ненамного сложнее черно-белой. Проблема ее достать. Михаил добывал пленку на местном телевидении и цветной пленки там не водилось. Покупать за свои деньги сложно и дорого. А главное, реактивы и оборудование не достать.
Тут меня посетила сумасшедшая идея. Если нельзя достать цветную пленку, почему бы ее не покрасить? Не полноцветно, просто тонировать черный цвет.
В фотографии это называется «вирирование». Наверное, все видели т.н. «сепию», коричневые снимки, самый распространенный вариант этого процесса. Проблема в том, что тонирование используется только для бумажных фотоматериалов, и я никогда не слышал о тонировании пленки.
Но Михаил уже загорелся идеей. Быстро сняли очередной «игровой» фильм, который сейчас бы назвали триллером. В стиле Тарковского. Зомби пугающего вида бредет между гниющий куч (снимали на мусорной свалке). И ему чудятся то ли инопланетяне, то ли Иные (тамошние алкаши).
Конечно же, с намеком на загнивающий Запад. В конце герой выходит к свету, то есть к единственной прогрессивной стране того времени — СССР. Главного героя играл сам руководитель, вышел он на прожектор, ослеп, ткнулся в него и чуть не загорелся, но это вырезали.
Часть материала покрасили в синий цвет, часть в зеленый, а самые драматические кадры — в красный. А первые несколько секунд (заставка) вообще красками! То есть народ сидел с увеличительным стеклом и покадрово раскрашивал пленку кисточками!
На пробном кинопоказе фильм смотрелся кошмарно. В смысле, затея удалась 😊. Осталось только дожить до следующего конкурса.
«Дожить», потому что тонирование на пленке быстро исчезло. Вместе с изображением. То есть получились цветные пятна и фильм смотрелся как произведение абстракционизма, а не художественного реализма.
Может в наше время оно бы прокатило в качестве инсталляции (особенно если твердить волшебные слова «ретро», «аутентичность», «аналоговость»), но в то время в искусстве признавался только соцреализм. А жаль. Гениальное оно ведь всегда немного сумасшедшее