Жерар Депардье – французская кинозвезда. Каким образом малограмотный провинциальный парень, заикающийся молчун с диковатой внешностью, стал символом французского кинематографа, обладателем многочисленных премий и наград, кавалером ордена Почетного легиона?
В детстве он мечтал стать мясником, но судьба предоставила ему счастливый случай, и Депардье словно обрел счастливую юность, которой у него не было. Он не только поборол свой недуг, но и сыграл более двухсот ярких ролей на сцене и в кино.
Причина смерти сына Жерара Депардье
В 2008 в жизни Жерара Депардье произошла драма: в возрасте 38 лет от последствий обширной пневмонии скоропостижно скончался старший сын Гийом. По непроверенной информации, молодой мужчина был зависим от наркотиков.
В течение последних 10 лет жизни у Гийома с отцом были сложные отношения. А сейчас Депарье лишь остается бережно хранить память о сыне, сетуя, что недодал ему отцовского внимания в детстве, и поддерживает тесное общение с его семьей, в которой подрастает внучка Луиза.
Детство и семья
Жерар Ксавье Марсель (таково полное имя актера) родился зимой 1948 года в семье Рене Максима Лионеля Депардье и Алисы Жанны Жозефы Марийе.
Родители познакомились, когда Деде (прозвище отца) уехал из деревни в город Шатору, где научился профессии кровельщика-жестянщика и стал заниматься ремонтом крыш на городских зданиях.
Лилетта, как звали маму Жерара близкие, была дочерью военного летчика, который после войны переквалифицировался в инструктора-авиатора и работал при аэродроме, на котором позже разместилась база НАТО.
Шел 1944 год, Шатору находился в немецкой оккупации, но это не помешало Деде и Лилетте сходить в ратушу и расписаться. Через год у них родился первенец Ален, в 1947 году появилась на свет девочка Елена.
Денег, которые зарабатывал Рене, не хватало. Семья жила на грани нищеты, получала социальное пособие, и когда Лилетта узнала, что снова беременна, то попыталась избавиться от ребенка при помощи вязальной спицы – безуспешно.
Позже Жерар признавался, что иногда, просыпаясь среди ночи, он ощупывал голову, чтобы удостовериться в том, что на ней отсутствуют шрамы.
Вскоре в кровельщиках в этой местности отпала нужда, и Рене запил. Он постепенно утратил квалификацию, стал разнорабочим, затем уборщиком на фабрике.
Все чаще отец уходил из дома, напиваясь в близлежащем кабачке, а мама оставалась с детьми, которых через несколько лет стало шестеро: на свет появились сестра Жерара Катрин и его два младших брата – Франк и Эрик. Мальчик присутствовал при их родах, которые всегда проходили дома.
До этого более чем холодное отношение родителей к детям стало почти равнодушным. Атмосфера их дома влияла на Жерара удручающе, и он стал заикаться, даже когда произносил самые короткие фразы.
От чувства неполноценности мальчик предпочитал общаться жестами или междометиями, а когда подрос, стал большую часть времени проводить со сверстниками на авиабазе НАТО под городом. Гораздо позже в одной из своих книг Депардье напишет:
Юность
В 1962 году Депардье получил неполное среднее образование и отправился прямиком в городскую типографию, где поступил на должность печатника. В свободное от работы время он занимался боксом.
В серьезных спаррингах не участвовал, особенно после того как пропустил удар в переносицу. Противник сломал Жерару нос, и устрашающий вид сделал Депардье популярным в кругу товарищей и победителем во многих барных потасовках.
Как и раньше, он часто посещал базу американцев, но уже с корыстным интересом: покупал там сигареты, виски, джинсы и рубашки, а в городе продавал их вдвое дороже.
Такая деятельность называлась на полицейском языке «контрабанда», так что юноша не раз попадал в полицейский участок.
За участие в потасовках между конкурирующими молодежными группировками, угоны машин, мелкие кражи Жерара не единожды увозили в фургоне, но поскольку он был еще несовершеннолетним, его отдавали матери на поруки с предупреждением, что ее сын с таким поведением плохо кончит.
Ему исполнилось 16 лет, когда не помогли даже мольбы Лилетты: за очередное правонарушение Депардье отсидел три недели в тюремной камере.
Помимо того, подросток частенько сбегал из дома и автостопом путешествовал по всей стране, побывал даже на Средиземном море, подрабатывал на пляжах.
Так продолжалось вплоть до 1964 года, когда Жерара в почти коматозном состоянии доставили в госпиталь. От парня разило перегаром так, что запах валил с ног. Его практически «достали с того света».
Врач предупредил: еще один такой загул, и он не сможет ничего сделать. Тогда Депардье впервые задумался о том, что в жизни нужно что-то менять.
Однажды на вокзале он встретил своего одноклассника Мишеля Пилорже, и тот предложил ехать с ним в Париж, поступать в театральную школу.
Вспоминая свои «роли» в жандармерии и на французских дорогах, когда он изображал то слепого, то немого, то косил «под дурачка», Жерар внезапно принял решение: едем. Его старший брат Ален уже учился в парижском архитектурном институте, но приютить у себя не мог.
Депардье воспользовался приглашением Мишеля, пообещавшего, что их примут на квартиру его братья-студенты – как-нибудь разместятся вчетвером.
Осенью 1965 года ребят из провинции встретили на Аустерлицком вокзале дружески, и вся компания отправилась на квартиру, распложенную на улице Гласьер, 54.
На следующий день молодые люди отправились в театральную студию Дюлена при Национальном народном театре, где занимались платно дети состоятельных родителей.
Жерар, у которого денег не было вообще, сразу привлек внимание профессора Люсьена Арно. Но когда тот попросил его прочесть стихотворение, лишь пожал плечами.
Тогда профессор предложил Депардье показать сценку из жизни – вот тут юноша блестяще справился. В отличие от остальных абитуриентов он был раскрепощен и свободен в выражении эмоций. В виде исключения провинциальному самородку разрешили учиться в театральной школе бесплатно.
Жерар отлично понимал, что ему на фоне остальных не достает образования. С нерастраченной юношеской пылкостью он принялся читать книги, смотреть кино, ходить в театры.
Чтобы заработать на жизнь, отправился на вокзал разгружать вагоны, к тому же немного помогал старший брат и товарищ из Шатру, у которого был собственный бар.
Спустя какое-то время Депардье по рекомендации земляка Мишеля Аррийо перешел на курсы Жана-Лорана Коше, где ему пришлось подчиниться суровой дисциплине:
старательно посещать занятия, учить наизусть длинные тексты, ходить на репетиции. Жерару и тут удалось учиться бесплатно, выполняя функции помощника режиссера.
Вскоре и Коше стал выделять юношу из остальных учеников. Он оплатил для Жерара занятия с врачом-психологом Альфредом Томатисом, свою помощницу, Одетт Лор, обязал заняться со студентом техникой движения. Через год Депардье было не узнать.
Ему даже предложили сняться в короткометражном фильме Роже Линара «Битник и пижон», где он сыграл главную роль.
Дебют оказался успешным, Депардье пригласили сниматься и дальше, а он, окончив курсы, стал играть в любительском театре при Café de la Care.
Здесь и состоялась судьбоносная встреча с режиссером Бертраном Блие, после которой начался актерский взлет Жерара.
Фильмография
1967 — «Битник и пижон»
1974 — «Вальсирующие»
1976 — «Двадцатый век»
1981 — «Невезучие»
1983 — «Папаши»
1986 — «Беглецы»
1989 — «Слишком красива для тебя»
1990 — «Сирано де Бержерак»
1990 — «Вид на жительство»
1998 — «Граф Монте-Кристо»
1999 — «Астерикс и Обеликс против Цезаря»
2005 — «Сколько ты стоишь?»
2011 — «Распутин»
2016 — «Диван Сталина»
2018 — «Любовник моей жены»
2018 — «Приключения Аладдина»
2019 — «Талассотерапия»
2019 — «Шахматист»
Начало пути: «Вальсирующие»
Блие собирался экранизировать собственный роман «Вальсирующие», но долго не мог найти нужных ему актеров. На все роли он уже перепробовал по 50-60 человек, но в «десятку» на главных героев не попадал никто.
И лишь при посещении Café de la Care, Бертран сразу увидел своего Пьеро – Патрика Девэра. Вальсирующие. Трейлер А вот при знакомстве с Депардье режиссер счел его «слишком деревенщиной» для исполнения роли второго главного персонажа – Жана-Клода.
Но Жерар был не из тех, кто пасует перед трудностями. Чтобы доказать продюсерам, что он именно тот, кто им нужен, он появлялся в их конторе в различных туалетах, а в жизни начал вести себя, как герой будущей картины:
устраивал дебоши в ресторанах, ввязывался в драки, даже был привлечен к суду за одну из них. В результате Блие принял решение: в картине будут играть Депардье, Девэр и Миу-Миу (Мари-Анж).
Роман, который он написал, считался во Франции революционным, им зачитывалась вся прогрессивная молодежь, но вызвал безграничный гнев записных святош.
Надо заметить, перевод названия неточен, поскольку это французский сленг (на русский название точнее будет перевести как «мудозвоны»). Режиссер решил снять фильм так, чтобы он стал «преднамеренной агрессией против публики», чтобы он встряхнул зрителей, а не усыпил.
И это, при помощи блестящей игры актеров, ему удалось. Герои фильма – одновременно естественные в своем невежестве, грубости и благородные в душевных порывах, очень точно показали атмосферу свободолюбия конца шестидесятых годов, называемой сексуальной революцией.
Депардье – его героя зовут Жан-Клод – произносил жаргонные словечки настолько обезоруживающе, что вызывал одобрительный смех и аплодисменты молодежи, находившейся в зале.
О работе над картиной и своем герое Жерар расскажет так: Фильм вызвал небывалый ажиотаж. Его называли самым скандальным в 1974 году и одновременно «самым потрясающим».
Депардье стал едва ли не национальным героем в молодежных кругах и весьма востребованным актером.
Но у славы была и оборотная сторона медали: ему пришлось весьма нелегко, когда со всех сторон посыпались предложения сыграть очередного «симпатичного подонка», он не хотел задерживаться в этом амплуа.
Но все же, как заметил однажды сам актер, пришлось «отдуваться»: Депардье сыграл немалое количество отрицательных ролей: врача в картине «Семь смертей по одному рецепту», жулика-аристократа в «Сахаре», дрессировщика Мореля в «Собаках».
Тем не менее, в фильмографии актера появились и другие, яркие и многогранные роли, насыщенные психологизмом и драматическим талантом Жерара.
Всё, что я Жерар: Депардье — 70
27 декабря исполняется 70 лет Жерару Депардье — одному из важнейших артистов в истории не только Франции, но и всего мирового кинематографа.
Номинант на «Оскар», обладатель «Золотого глобуса», «Сезара», актёрских призов Венецианского и Каннского кинофестивалей, человек, снявшийся в более чем 200 фильмах.
В последние годы о нём принято говорить с улыбкой, и поводов для этого Депардье даёт предостаточно. Однако по случаю юбилея Зинаида Пронченко предлагает поговорить о герое дня всерьёз.
Жерар Ксавье Марсель Депардье, или Деде, как его ласково называли в прекрасном далёко, до налогового бегства в Бельгию или дружбы с Владимиром Путиным и Рамзаном Кадыровым, родился в ужасной дыре — городе Шатору, в котором и кобыла невеста, а на улицах только мёртвые с косами.
Логично, что при первой представившейся возможности Жерар оттуда свинтил в столицу, заметим в скобках: это был его единственный логичный поступок.
Потом, годы спустя, прихоть режиссёров не раз заносила «священного монстра» и главную скрепу национального кинематографа в унылые родные места, из недавнего — мотопробег по бездорожью средней галльской полосы в «Мамонте» Делепина и Керверна.
Глядя на него в этой правозащитной юмореске, публика моментально верит (если не догадалась, читая в прессе знаменитую перепалку актёра с премьер-министром Жан-Марком Эро), что можно увезти Жерара из Шатору, но Шатору из Жерара — никогда.
Конец 1960-х годов корпулентный гопник, не тянувший даже на пижона-блатаря с ножичком в кармане,
Как, допустим, старший коллега Делон, провёл, изображая на подмостках кафе-театров соль земли и деревенщину, или на подхвате в редких х/ф, обычно — мелькая в кадре трупом, секунду назад словившим шальную пулю.
Оно и понятно: Жерара предательски подводила внешность. В молодости его знаменитый нос критики сравнивали с двумя запаркованными грузовиками, к старости это уже два TGV, сошедшие с рельсов.
Однако именно раздававшееся с каждым десятилетием всё больше вширь огромное тело, что нависает не только над партнерами по фильму, но и над зрителями в зале, вот-вот без всякой 3D-проекции проломит экран, в сочетании с психологической филигранью сделали его звездой.
Совершенно заслуженно. Уже в «Крике Корморана» у Мишеля Одиара в 1970 году или в «Немного солнца в холодной воде» Жака Дерэ в 1971-м Депардье одним своим присутствием отменяет театральную школу
— и классиков (Шарль Ванель, Жерар Филипп или Пьер Фреснэ), и новаторов, выпестованных по методике Ли Страсберга (Марлон Брандо, Монтгомери Клифт).
Он просто заходит в кадр и заполняет его до отказа. Как вода, хлынувшая в трюм. Против лома нет приёма, причём с легкостью, не помянув всуе Станиславского.
В 1974-м, наверное, божественным вмешательством, не меньше, Бертран Блие приглашает Депардье вместе с Патриком Девэром и Сильветт Эрри, переименованной Колюшем в Миу-Миу, на главные роли в шедевр всех времён и народов «Вальсирующие».
Во французском кинематографе начинается новая эпоха, авторов nouvelle vague просим подвинуться, а лучше просто встать и уступить место. Никакого равнения на Запад, структурализма, маоизма и прочей идеологической чепухи.
Блие изобрёл велосипед. Чёрный, чёрный юмор, доходящий до абсурда, вкупе с пучинами меланхолии. Вроде высмеиваем всё и вся, без разбору, не жалея ни детей, ни стариков, ни беременных женщин, а на самом деле — содрогаемся от ужаса.
Кино о том, как трудно и больно жить, неважно, по правилам или без. Жерар, видимо, на куражах от высокой конкуренции (Девэр не из тех, что дают фору, за ним глаз да глаз)
достигает какого-то невыносимого уровня всамделишности и пастиша одновременно — что глотая устрицы, что нюхая женские трусики, что элементарно щурясь на солнце. Потом будут «Холодные закуски», «Вечернее платье», «Слишком красивая для тебя» etc.
И всякий раз его персонаж — вариация на тему Жан-Клода, даже если в затакте вполне благонамерен, ходит на службу и любит наблюдать, как жена вяжет у камина, рано или поздно сорвётся с катушек и обнаружит свою истинную сущность:
он герой не написанного романа, любой сценарий, предложенный судьбой, — клетка, которую нужно сломать. Вы думали, он шут, а он рыдает. Вы думали, он трагик, а он кривляется в чужом платье.
Несмотря на дружбу и более чем плодотворное сотрудничество с Блие, главным режиссёром в своей карьере Жерар считал и считает Мориса Пиала. Тот, конечно, подарил ему роли шекспировского полёта.
В «Лулу» Жерар — не человек, а поезд в огне. Но опять же, какая дьявольская лёгкость. Процитируем Клода Режи, писавшего: «Депардье помнит, что смерть — часть жизни, но ведёт себя так, будто всё наоборот».
В «Полис» он сталкер, и непонятно, Париж для него — царство мрачного Аида или двор из детства, в котором он давно всех переиграл и приструнил.
В «Под солнцем сатаны», экранизации романа Жоржа Бернаноса, от аббата Дониссана никуда не деться, он обезоруживает, пошевелив бровью,
И даже его плотный неподвижный затылок куда выразительнее мимики партнёров, как бы робко ему аккомпанирующих и расступающихся с его появлением по углам.
Великолепен Жерар и в очень странном «Скажите ей, что я её люблю» Клода Миллера по малоизвестному роману Патриции Хайсмит:
все, кто играл Рипли после, старательно обезьянничали, копируя его Давида Мартино, помешавшегося на подруге юности бухгалтера-интроверта, который ради взаимности за ценой не постоит.
А каков он у Маргерит Дюрас в «Натали Гранже» — человек-знамение, или у Трюффо в «Соседке» — вопиющая заурядность как идеальная жертва выдающейся трагедии.
Сегодня принято над Депардье смеяться. Он — нелепый, глупый, наконец-то слишком толстый, чтобы играть даже праотцев-галлов в фильмах для младшего возраста.
Проще его нарисовать, как это сделал Матье Сапин в комиксе «Жерар» про пятилетние приключения актёра, участвовавшего в документальном телевизионном проекте про кухни мира и объехавшего по этому поводу всю планету, включая Чечню (там-то и завязалась вышеупомянутая не комильфо дружба).
Иногда Деде, точнее, то, что от него осталось, выдаёт на-гора какие-то larger than life перформансы. Так повезло Абелю Ферраре с «Добро пожаловать в НЙ», реконструкции похождений другого отвязного «эксцентрика», которому людской закон не писан, Доминика Стросc-Кана.
Но чаще это что-то совсем позорное, как многочисленные камео для российского телевидения или, например, прошлогодний «Диван Сталина», чёрное пятно и в биографии снявшей это недоразумение Фанни Ардан.
Оправдывать сумасшедшие выходки Депардье можно было бы личным несчастьем (ранней смертью любимого сына Гийома) или возрастом и здоровьем. Но, по правде говоря, он всегда был безумен, как безумны все великие.
Ничуть не «лучше» в этом смысле были его близкие, давно покойные друзья, Колюш с Девэром. Или столь любимая им певица Барбара. Или приятель Серж Генсбур. Просто они все мертвы, они умерли вовремя. А он ещё тут.
Но на все претензии и упрёки Жерар может ответить нам словами своего Рауля из «Приготовьте ваши носовые платки», говорившего жене:
«Ты меня не разлюбила, тебе просто надоела моя рожа и мой голос, это нормально, тебе нужен кто-то другой, новый мужик, новый любовник, новая пара яиц». Да, нужен, но где ж его взять?!
Расцвет карьеры
Депардье – один из немногих французов, кому удалось стать «своим» сначала в Италии, а затем и в Голливуде.
Например, Бернардо Бертолуччи снял Депардье в роли Ольмо Далько в пятичасовой эпической драме «Двадцатый век» (1976). Партнерами Депардье по съемкам стали Роберт де Ниро, Берт Ланкастер, Дональд Сазерленд.
В драме «Последнее метро» (1980) он сыграл актера Бернара Гранже, а его экранную возлюбленную Марион Штайнер сыграла Катрин Денев. За эту роль Депардье получил свою первую кинематографическую награду «Сезар».
Неподражаем актер был и в комедийном амплуа, что по достоинству оценили зрители, наслаждаясь его игрой при просмотрах фильмов «Тартюф», «Папаши», «Невезучие», «Беглецы».
Тандем с Пьером Ришаром принес Жерару новую волну популярности во всем мире, включая СССР. Всего актёры сыграли вместе в пяти полнометражных фильмах и одной короткометражке («Агафья» по мотивам рассказов Чехова, 2015)
Очередным этапом блестящей актерской карьеры Депардье стал фильм Жана-Поля Раппно «Сирано де Бержерак» (1989): француз был неподражаем в образе главного героя.
За эту роль он был номинирован на «Оскар», получил очередную премию «Сезар» и премию Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль.
После «Сирано» Жерара пригласили на главные роли в голливудских картинах «Вид на жительство» (снимался с Энди Макдауэлл), «Между ангелом и бесом» (в дуэте с Кристианом Клавье), «102 далматинца» (с Гленн Клоуз).
До невероятности комичным стал Депардье в сказочной эпопее про Астерикса и Обеликса. В 1997 году актеру вручили «Золотого льва» на Венецианском фестивале – за вклад в мировой кинематограф.
Двухтысячные годы начались для Жерара со съемок в России. Он сыграл Бернара в драме Владимира Меньшова «Зависть богов» (2000). Свою любовь к русской классике актер выражал не единожды.
Помимо ролей Григория Распутина («Распутин», 2013) и Иосифа Сталина («Диван Сталина», 2016), он снялся в драме «Виктор», сыграв главную роль – бывшего гангстера и расхитителя картин Виктора Ламбера.
В 2013 год он и вовсе вошел встретил в качестве гражданина России. Этот его шаг оценил не только российский президент Владимир Путин, но и президент Чечни Рамзан Кадыров, подаривший Депардье пятикомнатную квартиру в центре Грозного.
Фильмы
Преподаватель Жан-Лоран Коше отправил нового слушателя к логопеду и даже оплатил лечение. Благодарный Жерар, с детства не чувствовавший такой заботы, быстро изменился.
Он без устали совершенствовался — исправлял произношение, читал классическую литературу, ходил на художественные выставки и в музеи. Более усердного ученика у Коше еще не было.
Кинематографическая биография Жерара Депардье началась в середине 60-х. В качестве дебютной роли он сыграл битника в короткометражном фильме Роже Ленара «Битник и барышня».
Дальше был безымянный хиппи в полнометражной картине Аньес Варды «Навсикая». Надо сказать, что это был период, когда французская киноиндустрия повернулась от надоевших рафинированных красавцев к брутальным персонажам, так нравившимся молодежной аудитории.
Начало 70-х стало замечательным стартом кинематографической карьеры Жерара Депардье.
Он появился в нескольких качественных картинах, наиболее значимые из которых — мелодрама Жака Дере «Немного солнца в холодной воде», криминальная драма Хозе Джованни «Скумон: приносящий беду» и драма авангардистки Марго Дюрас «Натали Гранжье».