Site icon 1001 СОВЕТ

Тайна «Пролетарского завтрака» Фаберже стоимостью 1100000 долларов

У большинства из нас изделия Фаберже прочно ассоциируются с роскошными пасхальными яйцами из золота и драгоценных камней.

И только подлинные знатоки искусства знают, что творческое наследие прославленного ювелирного дома намного богаче.

Известно, что в поиске новых решений ювелиры мастерской Фаберже постоянно экспериментировали с материалом и формой.

Для заказчиков создавались украшения, посуда и предметы быта. Кроме этого, существенной статьей дохода были резные фигурки животных и каменные цветы в вазочках из горного хрусталя.

Однако шедевр, о котором сегодня пойдет речь, выделяется даже на этом пестром фоне. «Пролетарский завтрак» за миллион стал настоящей сенсацией.

А споры о его подлинности не затихают и по сей день. Что это: одна из самых необычных работ Фаберже или ловкая мистификация? Попытаемся разобраться вместе.

ИЗДЕЛИЯ ФАБЕРЖЕ

Эта история началась осенью 2011 года с заметки на одном из сайтов с новостями из мира искусств. В ней сообщалось, что музей Фаберже в немецком Баден-Бадене приобрел за 1,1 миллиона долларов доселе неизвестную работу великого русского ювелира.

Отмечалось, что это совершенная по филигранности и абсолютно нетрадиционная работа Карла Фаберже. Звучит как сенсация. Поэтому новость быстро стала темой №1 в СМИ.

Да и детали композиции впечатляют. Судите сами: на кирпиче из яшмы живописно расположены хрустальный стакан с водкой и серебряный обрывок газеты с манифестом императора Николая II.

Дополняют самый дорогой несъедобный завтрак в мире янтарная яичница, окурок из кварца и серебряные кильки. Может, это что-то вроде политического шаржа?

Но у создателя музея, коллекционера Александра Иванова, другое мнение. Он считает, что автор пытался таким образом передать революционный дух своего времени.

Однако многие искусствоведы отнеслись к новости довольно скептически. И правда, сложно себе представить, с каким лицом поставщик высочайшего двора мог замыслить этот похмельный натюрморт. И еще сложнее заподозрить его в симпатиях к революционным массам.

СЕНСАЦИЯ ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ?

Масла в огонь сомнений подлила скудость официальной информации. Во-первых, упоминания о работе напрочь отсутствуют в каких-либо посвященных фирме Фаберже изданиях.

Во-вторых, неизвестно, у кого музей приобрел столь сенсационную вещь. Ну и напоследок нет фотографий клейма мастера на работе.

В пользу истории с фальсификацией говорит и публикация в альманахе резчиков по камню «Сизиф» за 2008 год. Там упоминается о работе ювелира Ю. Н. Топтунова «Манифест 1905 года».

Далее идет ее описание: обрывок газеты, мухи, ползающие по яичнице из янтаря, окурок около хрустального стакана и серебряные скелетики кильки.

Фотографии натюрморта в тексте нет, но поверить в случайное совпадение довольно сложно. Вместе с тем попытки уточнить историю этой работы до сих пор остаются безуспешными. А сам музей убрал информацию о «Пролетарском завтраке» со своего сайта.

Подведем итог. С одной стороны, объективной информации в этом запутанном деле подозрительно мало. Так что Фаберже тут, вероятнее всего, ни при чём.

С другой — это великолепная работа, достойная всяческих похвал как произведение современного искусства. Поэтому остается надеяться, что рано или поздно ситуация с ней всё же прояснится.

В статье и на превью использованы фото Getty Images.

Источник

Exit mobile version